Литературное сообщество

Привет, Гость
  Войти…
Регистрация
  Сообщества
Опросы
Тесты
  Фоторедактор
Интересы
Поиск пользователей
  Дуэли
Аватары
Гороскоп
  Кто, Где, Когда
Игры
В онлайне
  Позитивки
Online game О!
  Случайный дневник
LTalk
Ещё…↓вниз
Отключить дизайн


Зарегистрироваться

Логин:
Пароль:
   

Забыли пароль?


 
yes
Займи своё имя.ltalk.ru, пока оно свободно

Литературное сообщество > А. П.Чехов "Душечка"  14 июня 2010 г. 14:05:11



Запись модерирует её автор — nezhnost.

А. П.Чехов "Душечка"

nezhnost 14 июня 2010 г. 14:05:11
Статья находится в виде комментария к этой записи.
Прoкoммeнтировaть
Обратите внимание на:
Игрушечка-душечка 8 февраля 2011 г. Green.madness
Jj и Оленька-Самоуничтожение. 25 ноября 2009 г. Piper Halliwell
Рецензия на книги серии «Дом Ночи» 19 июля 2010 г. Kori Break
nezhnost 14 июня 2010 г. 14:05:21 постоянная ссылка ]
­­
Прoкoммeнтировaть
nezhnost 14 июня 2010 г. 14:05:44 постоянная ссылка ]
Рецензия на рассказ Чехова «Душечка».


Рассказ Душечка Чехов написал в 1899 году. Первоначальный замысел автора заключался в том, чтобы подвергнуть осмеянию пошлость мещанского быта, бездушное, никчемное существование.
С самых первых строк рассказа мы можем сделать выводы о среде, в которой будет происходить действие. Автор делает подсказку с помощью повторения уменьшительно-ласка­тельных суффиксов. Душечка, Оленька, на крылечке – эти слова намекают нам на то, что в рассказе пойдет речь о среднем, ничем не примечательном типе людей.
Но после этих обаятельных суффиксов перед нами появляется нелепая фамилия Кукин. Автор явно подтрунивает над героиней, описывая ее первого мужа. Его фамилия кажется нелепой и неуместной в соседстве с непривычным для русской провинции названием «Тиволи». Сам Кукин был человеком непривлекательным: мал ростом, тощ, с желтым лицом и зачесанными височками. Уже на первой странице Кукин трижды проваливается, трижды становится жертвой плохой погоды и невежественной публики. Здесь Чехов использует прием повторения, который ведет к комическому, несерьезному восприятию этого персонажа. Казалось бы, за что можно полюбить такого человека, как Кукин? Оленька и сама не знала за что, просто любовь для нее - необходимость.

Итак, уже на первой странице рассказа устанавливается основная закономерность, в соответствии с которой, и будет развиваться дальнейшее повествование. Эта закономерность – не единый тон рассказа, лирический или иронический. Это соединение разных стилей, сменяющих друг друга: то лирический, то иронический, то трагический и серьезный. По этому принципу строится повествование в Душечке, и именно такое построение помогает лучше понять замысел автора.


Использование Чеховым повторений не ограничивается первой страницей. Вся жизнь главной героини основана на повторениях. Автор рассказывает о четырех привязанностях в жизни Душечки. Антрепренер, лесоторговец, ветеринар и маленький гимназист поочередно входят в ее жизнь и в большинстве случаев покидают. Каждая из четырех частей складывается по одинаковой схеме. Сначала Оленька проникается пониманием чужого положения. Затем в ее душе пробуждаются жалость и сочувствие к каждому из встречных. Эти чувства плавно превращаются в любовь. Следующий обязательный этап отношений – это полное воспроизведение чужих мыслей. После свадьбы с Кукиным Оленька больше никогда не говорила про себя в единственном числе, а только «мы с Ванечкой». То же самое было и с остальными двумя мужьями и с мальчиком-гимназист­ом. Привязанности Оленьки заканчиваются почти трагически. Из-за такой системы повторений читатель уже к середине второй истории ожидает повторных ситуаций, и не ошибается. А потом это читательское ожидание оправдывается еще раз.
Эти повторения способствуют созданию ритма рассказа. Ритм в данном случае – четыре, приблизительно сходные по началу, развитию и концовке, эпизода в жизни героини. Но посреди второго эпизода возникает мотив – упоминание о мальчике, лишенном родительской любви, - мотив, который откликнется в четвертом и последнем эпизоде, который придаст совсем другой смысл облику героини и отношению к ней.
Именно этот мальчик станет последней и самой главной привязанностью Душечки. Сначала кажется, что заданный ритм не нарушается. Душечка также сочувствует мальчику, потом ею овладевает любовь к нему, «сердце у нее в груди стало вдруг теплым и сладко сжалось». И эта любовь сопровождается полным переходом к его кругу понятий.


Но на самом деле ритм в этом эпизоде резко нарушается. В героине просыпается совсем неведомая ей прежде любовь – материнская. Это чувство сильно отличалось от любви к ее бывшим мужьям. Она полюбила этого мальчика так, «точно этот мальчик был ее родной сын», и по отношению к этой любви все другие кажутся неестественными, ничтожными.
Этот эпизод меняет читательское отношение к героине, взгляд на ее чувства. Здесь Душечка уже не существо с весьма ограниченным внутренним миром, каким вначале хотел показать ее автор. Она обладала одним теперь уже редко встречающимся у женщин качеством: если она в кого-то влюбилась, то становилась как бы продолжением предмета своей любви; жила его заботами, интересами, мыслями. И это свойство ее души осталось без изменений. И в своем главном свойстве – любвеобилии – Душечка не изменилась. Чеховская усмешка остается в повествовании до конца, но она уже не отменяет того понимания, сочувствия героине, к которому автор привел нас в последнем эпизоде своего рассказа. Только с появлением Саши по-настоящему реализовалась и развернулась главное дарование Душечки - способность к самоотверженной любви.


Рассказ «Душечка» – это рассказ именно о человеке, способном любить до самозабвения. И о тех смешных и забавных проявлениях, которые принимает в реальной действительности эта способность. Смешны и ничтожны прежде всего избранники Душечки, а она смешна в той мере, в какой перенимает их образ жизни и мировоззрение. Главное же в ней – неисчерпаемый запас любви.
Авторская позиция в рассказах Чехова обычно не акцентирована. Создается иллюзия объективности, видимого нейтралитета повествователя.

Рассказ «Душечка» не исключение. Чехов не позволяет себе оценивать поступки и чувства героини. Этот уникальный чеховский прием создает особый художественный эффект: возможность и даже необходимость многовариантного толкования рассказа. Не случайно существует так много разных мнений о главной героине рассказа. Толстой увидел в Душечке воплощение истинного предназначения женщины. Он же считал, что Чехов написал не то, о чем задумал в начале. Но утверждать, как и отрицать, это нельзя. В этой таинственности и заключается настоящее искусство Чехова-художника. Он не писал о том, какой должна быть женщина. Что женщины могут быть совершенно другими он показал – мимоходом, мельком, но вполне отчетливо – в образе жены Смирнина, матери Саши. Ей не отпущено любви: ни к мужу, ни к ребенку.
Все равно читатель сочувствует не ей, а Душечке в тревожном финале рассказа. Не хочется верить, что ритм не будет нарушен, и Душечка, как в трех предыдущих случаях, лишится того, что наполняет ее жизнь.

Прoкoммeнтировaть
nezhnost 14 июня 2010 г. 14:06:07 постоянная ссылка ]
Анализ субъектной организации рассказа А.П. Чехова «Душечка».



В тексте представлена форма повествования от третьего лица. Автор не персонифицирован, не индивидуализирован.­Тип повествования – безличный. Автор присутствует над художественным миром текста.
Основные герои рассказа : Ольга Семёновна, Кукин, Пустовалов, ветеринар Володя, его сын Саша. Сразу бросаются в глаза особенности построения Чеховым речевых характеристик героев .Ольге Семёновне автор не даёт собственной, индивидуальной речевой характеристики. Она может лишь повторять слова , сказанные тем или иным её мужем. Например, вслед за Кукиным она повторяет : «Но разве публика понимает это ? Ей нужен балаган ! Вчера у нас шёл «Фауст наизнанку» , и почти все ложи были пустые , а если бы мы с Ванечкой поставили какую-нибудь пошлость, то, поверьте, театр был бы битком набит. Завтра мы с Ванечкой ставим «Орфея в аду»,приходите».Ещё­ видно, что Ольга Семёновна никогда не говорит о себе в первом лице, а говорит «мы с Ванечкой, нам с Васечкой».

Её внутреннее «я» настолько пусто, неполноценно, что для того, чтоб хоть как-то существовать в этом мире, ощущать себя цельным, полноценным человеком, ей постоянно жизненно необходимо наполнять своё внутреннее «я» внешними (я – другими) голосами (Голосом Кукина, Пустовалова, Володи, Саши и.т.д.). Затем между этими внешними «я- другими» голосами в ольгином «я» происходит диалог. Заканчивается он тем, что каждое «я другое, внешнее» полностью вытесняет и замещает старое «я – другое, внешнее». Но на самом деле это не так. Старые внешние я –другие голоса никуда не исчезают, а остаются в «я» героини. Просто когда появляется новый «я – другой голос» , старый «я- другой голос» уже перестаёт играть такую большую роль. Героиня уже наполнила себя им, это уже пройденный этап. Ольга же стремится вперёд, ей нужны новые я- другие голоса. Поэтому она со своими старыми мужьями расстаётся относительно легко и затем вновь вся отдаётся своему новому мужу и его я –голосу. Таким образом она хоть как – то пытается развиваться, гармонично существовать в мире, чтоб чувствовать себя полноценным человеком.


Интересно проследить в рассказе позицию автора – повествователя. Явно она в тексте не видна. Понять позицию автора – повествователя помогает концепция М.М.Бахтина о «двуголосом слове»,т.е. ,когда слово принадлежит и автору и герою, но оно по- разному переживается ими и осознаётся…
Сочувственное отношение к героине слышится в словах повествователя «А главное, что хуже всего, у неё уже не было никаких мнений …А как это ужасно – не иметь никакого мнения». Автор (Чехов) же явно не нравится ,что окружающие Ольгу люди судят о ней по её внешнему виду, по каким- то её внешним признакам, не желая посмотреть внутрь героини, на её душу и ,таким образом, понять, что в душе у Ольги пустота, что её нельзя назвать личностью, индивидуальностью. Поэтому восхищаться в Ольге абсолютно нечем. За милой внешностью («полные, розовые щёки; мягкая белая шея с тёмной родинкой ;добрая, наивная улыбка») скрывается душевная пустота , обезличенность , отсутствие индивидуальности, своего мнения. Не случайно рассказ назван «Душечка». Душечка – это нечто нежное, неземное, воздушное, лёгкое, но внутри пустое. У героини пустая, неполноценная душа.
Такая внешне бесстрастная , безавторская манера повествования от третьего лица помогает нам прийти к мысли, что общество дожило до того , что стали появляться люди, абсолютно лишённые своего мнения ,своей индивидуальности. Люди перестали замечать за внешней миловидностью душевную пустоту человека, его неполноценность, ущербность, его деградацию как личности.
Прoкoммeнтировaть
 

Дoбавить нoвый кoммeнтарий

Как:

Пожалуйста, относитесь к собеседникам уважительно, не используйте нецензурные слова, не злоупотребляйте заглавными буквами, не публикуйте рекламу и объявления о купле/продаже, а также материалы, нарушающие сетевой этикет или законы РФ. Ваш ip-адрес записывается.


Литературное сообщество > А. П.Чехов "Душечка"  14 июня 2010 г. 14:05:11

читай на форуме:
И ПОЧЕМУ ТУТ ДЕВКИ ВСЕ ТАКИЕ СЕКСУА...
пройди тесты:
..........
...................
ты и Акацуки
читай в дневниках:

  Copyright © 2001—2018 LTalk
Авторами текстов, изображений и видео, размещённых на этой странице, являются пользователи сайта.
Задать вопрос.
Написать об ошибке.
Оставить предложения и комментарии.
Помощь в пополнении позитивок.
Сообщить о неприличных изображениях.
Информация для родителей.
Пишите нам на e-mail.
Разместить Рекламу.
If you would like to report an abuse of our service, such as a spam message, please contact us.
Если Вы хотите пожаловаться на содержимое этой страницы, пожалуйста, напишите нам.

↑вверх