Литературное сообщество

Привет, Гость
  Войти…
Регистрация
  Сообщества
Опросы
Тесты
  Фоторедактор
Интересы
Поиск пользователей
  Дуэли
Аватары
Гороскоп
  Кто, Где, Когда
Игры
В онлайне
  Позитивки
Online game О!
  Случайный дневник
LTalk
Ещё…↓вниз
Отключить дизайн


Зарегистрироваться

Логин:
Пароль:
   

Забыли пароль?


 
yes
Займи своё имя.ltalk.ru, пока оно свободно

Литературное сообщество > Слово о полку Игореве  14 июня 2010 г. 14:01:41



Запись модерирует её автор — nezhnost.

Слово о полку Игореве

nezhnost 14 июня 2010 г. 14:01:41
Статья находится в виде комментария к этой записи.
Прoкoммeнтировaть
nezhnost 14 июня 2010 г. 14:01:47 постоянная ссылка ]
­­
Прoкoммeнтировaть
nezhnost 14 июня 2010 г. 14:02:19 постоянная ссылка ]
Художественно – изобразительные средства «Слова о полку Игореве».


«Слово о полку Игореве» ,бесспорно, высокохудожественно­е произведение. Это уже не историческая литература (летописи и.т.д.) ,имеющая мало изобразительно – выразительных средств и стремящаяся к объективному изображению исторических событий , которое предполагает минимальное количество художественных украшений. Выясню, какие художественно - изобразительные средства присутствуют в «Слове о полку Игореве» по сравнению с летописной повестью о походе Игоря Святославовича на половцев и каковы функции этих средств в произведении.
«Слово» необычайно богато и даже роскошно по языку. Автор очень точно и метко подбирает слова и выражения . В произведении очень большое количество олицетворений и одушевлений как сил природы, так и отвлечённых понятий : соловьиное пение не прекратилось , - оно «уснуло», печаль «течёт» посреди русской земли. Силы природы не просто наблюдают за событиями , а принимают участие в их развитии. Перед выступлением Игоря в поход природа предупреждает русские войска о грозящей им опасности . «Солнце ему тьмою путь закрывало; ночь, гремя ему грозою, птиц пробудила , свист звериный их в стаи сбил. Див кличет с вершины дерева … Волки грозу навывают по оврагам , орлы клекотом на кости зверей зовут , лисицы лают на алые щиты.» После поражения Игоря природа скорбит вместе с русским народом : «Никнет трава с жалости , а деревья с печалью к земле приклонились». Во время бегства Игоря «…вороны не каркали , галки приумолкли , а сороки не стрекотали , поползни не свистели , ползали только. Дятлы стуком путь к реке указывают, соловьи весёлыми песнями рассвет возвещают». Картина природы «Кровавые зори свет возвещают ; чёрные тучи с моря идут - хотят прикрыть четыре солнца , и в них трепещут яркие молнии. Быть грому великому ! Идти дождю стрелами с Дона Великого !» символизирует, подчёркивает кровопролитность , масштабность , жестокость , а, самое главное, ненужность, неправомерность второй битвы войск князей Всеволода и Игоря с половцами , которая, как и первая, вызвана гордыней и стремлением к наживе. Когда же Игорь на русской земле , то «…солнце светит на небе». Олицетворяя и одушевляя природу , автор добивается яркого выражения своей мысли : самовольно выступив в поход, Игорь нарушил свои обязанности по отношению к Русской земле – и природа отвернулась от него и встала на сторону врагов князя. После того , как Игорь , находясь в плену у половцев, осознаёт свою вину перед родиной и собирается бежать из неволи , в Киев ,чтобы просить прощения у Святослава ,природа активно помогает Игорю и радостно приветствует князя. Олицетворение и одушевление отвлечённых понятий (Обиду олицетворяет дева Обида , скорбь и печаль – Карна и Жля : «По нём кликнула Карна , и Жля поскакала по русской земле», «обида …вступила девою на землю Троянову, заплескала лебедиными крыльями на синем море у Дона ; плещучи, прогнала обильные времена», «…разлилась тоска по русской земле»), позволяет ярче и образнее ощутить боль, страдания автора по русской земле и всем сердцем посочувствовать его беде.


Автор «Слова» скуп на эпитеты(образные определения), но зато, когда они появляются в тексте, то поражают своей меткостью . При описании смерти князя Изяслава Васильковича автор употребляет такой эпитет : «жемчужная душа». Жемчужная душа – то есть храбрая ,отважная , светлая, чистая. Обладающий ей человек готов пожертвовать своей жизнью ради процветания и свободы своей родины .Следующий эпитет : «тёплый туман»: «О ,Донец ! Немало тебе величия , лелеявшему князя на волнах , …,одевавшему его тёплыми туманами под сенью зелёного дерева». Это изобразительно – выразительное средство передаёт существенную деталь в бегстве Игоря из плена : туманные ночи теплее ясных , и Донец во время ночлегов как бы одевал его тёплыми туманами, берёг его . Струны Бояна «живые» - этим подчёркивается искусство игры Бояна .О струнах также говорится, что они сами «рокочут славу». То есть инструмент как бы оживает в руках мастера., что ещё раз свидетельствует о высокоискусной игре певца.
В произведении присутствует также большое количество образов – символов . «В эту ночь одевали меня чёрным покрывалом на кровати моей тисовой …сыпали мне из порожних колчанов поганых толмачей крупный жемчуг на грудь и обряжали меня. А доски без матицы в моём тереме златоверхом ». Чёрное покрывало – символ похорон. Жемчуг символизирует слёзы, доски без матицы – знак несчастья. Прославлению князей служат образы – символы «солнца», «соколов», которые показаны по контрасту с «тьмой, тучами, галками, чёрными воронами» - символами врагов- половцев. «Чёрные тучи с моря идут, хотят закрыть четыре солнца». «Темно стало в третий день : два солнца померкли , оба столпа багряные погасли, а с ними молодые месяцы , Олег и Святослав , тьмою заволоклись и в море погрузились». Есть в «Слове» и цветовые образы – символы , например, «злачёные стрелы», «золотое седло», «золотое ожерелье», «золотой шлем», «золотой стол», «золотое слово». Золото – символ славы и вечности. Тогда становится понятно, почему автор называет слово Святослава «золотым» и что означало пересаживание Игоря из золотого седла в кощеево. Слово Святослава «золотое», т.е. автор тем самым подчёркивает его нравственное значение. Смена сёдел даёт зримое представление о несчастье, которое постигло Игоря.



Важную роль в произведении играет и метонимия.( Метонимия (греч. «переименование»), троп, или механизм речи, состоящий в переносе названия с одного класса объектов или единичного объекта на другой класс или отдельный предмет, ассоциируемый с данным по смежности, сопредельности, принадлежности…)
Например, слово «земля» 1) Суша ,поверхность суши «Боян носился мыслью по древу, серым волком по земле». 2)Страна, край, область, местность. «Поднялась Обида средь полков Даждьбожьего внука, вступила девою на землю Троянову». 3)Народ какой-нибудь страны, люди, населяющие её . « О! Рыдать Русской земле, вспоминая прежние времена и прежних князей !». Слово «голова» 1) Часть тела « Тяжко тебе, голова , без плеч, худо и телу без головы» 2)Убитый человек « Куда ,Тур, поскачешь, своим золотым шлемом посвечивая , там и лежат поганые головы половецкие.». Слово «кость» 1) Отдельная часть скелета 2)Мёртвое тело человека «Немиги кровавые берега не добром были засеяны – засеяны костями русских сынов». «Черная земля под копытами костьми была засеяна, а кровью полита; горем взошли они по Русской земле». Слово «стяг» 1)Воинское знамя «Червленый стяг, белая хоругвь, червленая челка — серебряное древко — храброму Святославичу! 2)Войско, отряд, полк «В Новгороде трубы громкие трубят, Во Путивле стяги бранные стоят!».
С помощью метонимии , которая активно использует многозначность слова, можно подчерпнуть информацию о мышлении автора. . Ведь метонимия обращает внимание читателя на те детали, которые автор хотел бы сделать более заметными , видимыми. Это помогает понять творца произведения. Метонимия может дать также информацию об окружающем автора мире , который он воплотил в образах. Для примера возьму выражение «испить шеломом Дона». «С вами, сыны русские, хочу сложить свою голову, или испить шеломом (шлемом) Дона».Дон понимался современниками Игоря как территория врага. Но половцы, так как они были кочевыми племенами, поселений не строили. Как же отметить их нахождение на местности ? Отсюда - синекдоха (синекдоха – вид метонимии, название части (меньшего) вместо целого (большего) или наоборот ) : Дон – территория –Дон- обитатели, половцы.
Шлем – неотъемлемая часть вооружения воина времён Игоря. Шлемом, как и щитом, копьём гордился каждый воин, украшал, лелеял его . Можно допустить расширение понятие «шлем» как «часть вооружения» до «оружие в целом». Есть в «слове» и сходная анализируемой конструкция : «Искусить Дону великого». Испить и искусить. Поставленные в сходном окружении, допустимо рассматривать как синонимы со значением «попробовать».тогда­ можно понять значение выражения «испить шеломом Дона» как «испытать врагов оружием».


Следует упомянуть и о таком художественно - изобразительном средстве, как гипербола(преувелич­ение). Гипербола «Русичи широкие поля червлеными щитами перегородили, себе ища чести, а князю славы» - подчёркивает боевой настрой русского войска , большое желание победить половцев. «Великий князь Всеволод, Ты ведь можешь Волгу веслами расплескать, а Дон шлемами вычерпать… Ты ведь можешь по суху живыми стрелять огнестрелами — удалыми сыновьями Глебовыми». «А ты, славный Роман, и ты, Мстислав! Храбрая дума на подвиг вас зовет. Высоко взлетаешь ты на подвиг ратный в отваге ,ширяясь на ветрах, как сокол ,который стремится птицу в отваге превзойти… У вас железные кольчуги под шлемами латинскими: от них дрогнула земля, и многие страны - Хинова, Литва, Ятвяги, Деремела и...». Эти гиперболы помогают автору изобразить князей, которых Святослав призывает на защиту Игоря и Всеволода, более могущественными и ,сильными , мужественными. Также гиперболы усиливают эмоциональность «золотого слова Святослава» и тем самым делают более действенным призыв к объединению князей .
Важную роль в «Слове» играют метафоры.( Метафора — фигура речи (троп), использующая название объекта одного класса для описания объекта другого класса.) В конце слова отношение автора к Игорю меняется с осуждения до прославления . Восхвалению князя служат метафоры : «Девицы поют на Дунае, вьются голоса через море до Киева. Игорь едет по Боричеву к святой Богородице. Сёла рады, грады веселы».

Метафоры «струны рокочут», «голоса девиц на Дунае вьются» ,телеги не скрипят , а кричат, как лебеди : «Кричат телеги в полуночи, словно лебеди вспугнутые. А Игорь к Дону войско ведёт!».Слава «звенит» и в славу «звонят».Это помогает чётче представить образы, , услышать рокот струн, голоса девиц, скрип телег… С помощью сравнения воинов – дружинников и князей с соколами можно чётче представить картину соколиного полёта, соколиной охоты. «О, далеко залетел сокол, птиц избивая, к морю! А Игорева храброго полку уже не воскресить!», «А чи диво ся, братья, стару помолодити! Коли сокол в мытех бывает, - высоко птиц сбивает, не даст гнезда своего в обиду».
Таким образом, изобразительно – выразительные средства, используемые в «Слове о полку Игореве», помогают лучше понять автора, его мысли и чувства, делают образы более видимыми ,слышимыми, ощутимыми. Они (средства) могут также дать информацию об окружающем мире , понять некоторые особенности жизни людей в 11-12 веках ,которая отражена в образах , авторских отступлениях и.т.д.
Благодаря художественным средствам «Слова» можно не просто узнать об исторических событиях , а почувствовать вкус, запах, краски описываемой эпохи. Читая художественное произведение, ты ,с помощью художественно – изобразительных средств ,как бы мысленно переносишься в события, становишься их наблюдателем. Перед тобой предстаёт живописная, яркая картина, слышны звуки, чувствуются запахи, можно представить людей , причём не только их внешний , но и внутренний мир. Движения человеческой души, которые очень важны при анализе исторических фактов, событий, явлений, во всей их полноте, красоте, широте, глубине, можно увидеть только благодаря художественно – изобразительным средствам.
Не случайно ведь в летописной повести нет плача Ярославны, где показаны страдания женщины ,истосковавшейся по своему воюющему мужу. И не зря же интереснее читается не учебник по истории, а книга о каком– либо событии, историческом лице и.т.д.


Прoкoммeнтировaть
Mesevo 27 сентября 2011 г. 19:11:16 постоянная ссылка ]
помогите пожалуйста)
Прoкoммeнтировaть
Гость 13 сентября 2013 г. 06:25:10 постоянная ссылка ]
 Спасибо огромное;-)­ =^B­
Прoкoммeнтировaть
Гость 16 сентября 2014 г. 11:35:03 постоянная ссылка ]
 Спасибо
Прoкoммeнтировaть
Гость 8 сентября 2016 г. 16:37:20 постоянная ссылка ]
 спасибо=^B­
Прoкoммeнтировaть
 

Дoбавить нoвый кoммeнтарий

Как:

Пожалуйста, относитесь к собеседникам уважительно, не используйте нецензурные слова, не злоупотребляйте заглавными буквами, не публикуйте рекламу и объявления о купле/продаже, а также материалы, нарушающие сетевой этикет или законы РФ. Ваш ip-адрес записывается.


Литературное сообщество > Слово о полку Игореве  14 июня 2010 г. 14:01:41

читай на форуме:
пройди тесты:
Ночной дождь (2)
читай в дневниках:
Конничива,LTalk
Хм...

  Copyright © 2001—2018 LTalk
Авторами текстов, изображений и видео, размещённых на этой странице, являются пользователи сайта.
Задать вопрос.
Написать об ошибке.
Оставить предложения и комментарии.
Помощь в пополнении позитивок.
Сообщить о неприличных изображениях.
Информация для родителей.
Пишите нам на e-mail.
Разместить Рекламу.
If you would like to report an abuse of our service, such as a spam message, please contact us.
Если Вы хотите пожаловаться на содержимое этой страницы, пожалуйста, напишите нам.

↑вверх